Российские ритейлеры улучшили свои позиции в ежегодном рейтинге Deloitte. Крупнейшей отечественной компанией, как и год назад, остается X5 Retail Group, несмотря на то что недавно она уступила лидерство по выручке своему ближайшему конкуренту "Магниту". Впервые в рейтинг Deloitte попала "Дикси", из непродуктивной российской розницы в топ-250 — лишь "М.Видео". Как подсчитали эксперты Deloitte, в финансовом 2012 году (закончился 30 июня 2013 года), совокупный доход 250 крупнейших мировых ритейлеров остался на уровне предыдущего года — ,3 трлн (рост — 4,2%). Но при этом в десятке лидеров произошел ряд перестановок. Французская сеть Carrefour с доходом ,8 млрд опустилась со второго на четвертое место, пропустив вперед британскую Tesco (1,3 млрд) и американскую Costco (,1 млрд). Немецкая Metro с выручкой ,8 млрд отступила с четвертого места на седьмое. Первую позицию с огромным отрывом удерживает американский гигант Walmart (выручка — 9,2 млрд).
Отечественные ритейлеры присутствуют в рейтингах Deloitte с 2008 года. X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и ее ближайший конкурент "Магнит" в свежем рейтинге сумели продвинуться вверх. Так, X5 Retail Group за год поднялась с 61-го на 58-е место с выручкой ,8 млрд (за год рост — 2,2%), а "Магнит" сделал рывок с 87-е на 65-е место, продав товаров на ,4 млрд (рост — 26,3%). При этом отчет Deloitte не учитывает, что X5 Retail Group в прошлом году впервые уступила лидерство "Магниту", что произошло еще в первом квартале: за девять месяцев 2013 года "Магнит" получил выручку 417 млрд руб. (,2 млрд по средневзвешенному курсу ЦБ за январь—сентябрь 2013 года), а X5 Retail Group — 382,9 млрд руб. (,1 млрд). Представитель X5 Retail Group Владимир Русанов говорит, что цель компании — вернуть лидерство по обороту. Когда это может произойти, господин Русанов уточнить затруднился.
Из российских продуктовых ритейлеров в свежий рейтинг Deloitte впервые попала компания "Дикси" — она заняла 192-е место с выручкой ,8 млрд (рост за год — 32,7%). "Дикси" также обогнала своих отечественных конкурентов в рейтинге 50 самых быстрорастущих ритейлеров за 2007-2012 годы, заняв в нем шестое место при росте выручки за этот период 32%. Такой результат объясняется приобретением в июне 2011 года сети "Виктория". Сразу же вслед за "Дикси" в этом рейтинге идет "Магнит" (седьмое место), у которого прирост выручки за пять лет составил 31,6%. У X5 Retail Group, выросшей за это время на 24,3%, 12-е место в рейтинге.
Российский непродуктовый ритейл в глобальном рейтинге Deloitte представлен только сетью бытовой электроники "М.Видео", которая за год продвинулась с 240-го на 211-е место, получив выручку ,3 млрд (рост — 19,4%). В рейтинге самых быстрорастущих компаний у "М.Видео" 14-е место: за последние пять лет сеть выросла на 22,5%. Из ее конкурентов ранее в рейтинге была только "Эльдорадо" (за финансовый 2009 год), с которой "М.Видео" дважды неудачно пыталась объединиться — в последний раз в прошлом году.
Партнер Deloitte в СНГ Владимир Бирюков отмечает, что были близки к включению в рейтинг еще несколько ритейлеров из России — например, продуктовые сети "Лента" и "О'кей". Он не исключает, что они могут попасть в следующий рейтинг. "С каждым годом российские ритейлеры все прочнее укрепляются в списке 250 крупнейших розничных компаний мира — в этом году в рейтинг вошли четыре российские розничные компании по сравнению с тремя компаниями в прошлом году и двумя компаниями годом ранее",— напоминает господин Бирюков. |