Недавно в рамках украинско - Европейского консультативного центра по вопросам законодательства была подготовлена экспертная оценка состояния дел в области защиты персональных данных.
Этот экспертный вывод заинтересовал нас прежде всего тем, что в нем говорится о предоставлении поддержки правительству Украины относительно внедрения соответствующих поправок в законодательство о работе органов милиции.
Речь идет о том, что данный документ содержит анализ юридических принципов, которые применяются в ЕС и странах - членах ЕС, предусмотренных Европейской хартией прав человека и международных документов, имеющих отношение к Украине в том, что касается установления требований и критериев для определения юридических рамок деятельности органов милиции, и, в частности использование персональных данных, учитывая следующие темы:
o общие полномочия по сбору персональных данных;
o сбор данных во время встреч
o проверка личности;
o методы идентификации личности;
o контроль;
o технология сбора секретных данных;
o привлечение к работе тайных агентов вместе с частными лицами;
o сбор данных в местах проживания и офисных помещениях
o сбор данных в публичных местах;
o наблюдения;
o обработка данных;
o передача данных;
o процедурные требования по защите информации личного характера при использовании данных;
o раскрытия информации и обязанность информировать граждан об использовании данных;
o право граждан на получение информации;
o обязательное привлечение судебных органов, прокуроров или руководителей органов милиции для принятия мер сбора и использования данных;
o контроль со стороны члена комиссии для защиты данных;
o специальные требования по мерам судебной защиты по защите данных;
o специальные требования для получения компенсации за ущерб, причиненный нарушением законодательства по защите информации.
Учитывая важность вышеуказанной экспертной оценки, нами было также подготовлено соответствующий комментарий с тем, чтобы ввести читателя в круг рассматриваемых экспертом вопросов.
На этом, обычно, можно было бы поставить точку. Однако в процессе комментирования экспертной оценки стало совершенно ясно, что вопрос защиты персональных данных, в частности полицией, не могут быть поняты, если не рассмотреть их в более широком контексте обеспечения безопасности, прав и свобод человека и гражданина, в частности в частном (семейной жизни). Это во-первых. Во-вторых, следует одновременно разобраться с наработанным терминологическим аппаратом в этой сфере.
Речь идет о таких категориях, как "тайна", "тайны личные", "тайны профессиональные", "личное и интимное", "частная жизнь", "семейная жизнь", "личная жизнь".
Ответить нужно, на наш взгляд, и на такие принципиально важные вопросы: что собой представляет право на частную жизнь, кто является субъектом этого права, права входят в категорию "личные права и свободы", в чем заключается право на уважение достоинства человека, право на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь? Что собой представляет право на неприкосновенность жилища и иного владения, право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции?
Наконец следует разобраться с тем, что же представляет собой сама неприкосновенность частной жизни граждан? Иными словами руководствоваться положением: защищать частную жизнь, используя два понятия - "неприкосновенность" и "тайна", которые, по нашему мнению, лучше выражают природу данного института.
Следует обратить внимание на то, что долгое время частную (личную) и общественную жизнь в СССР рассматривались как своеобразные антиподы. В действительности же обе сферы общественной жизни гармонично взаимодействуют, образуя некое единство, и это не случайно. Не может быть активной общественной деятельности без предоставления человеку возможности уединения, общения с близкими людьми, самовыражения за пределами исполнения служебных обязанностей. Более того, чем интенсивнее им есть ритм общественной жизни, тем больше потребность в личной жизни.
Наконец, обе формы социального существования человека (публичная и частная) являются неотделимыми друг от друга и равнозначными. И все же частная жизнь граждан является уязвимой, в частности от всякого вмешательства и ограничения. И поэтому, ее защита должна стать неотъемлемым атрибутом правового социального государства.
Закон про захист персональних даних відправлений на дообробку, бази персональних даних потребують захисту і більш детального вивчення проблем стосовно їх використання.
|