Запрет на наружную рекламу в историческом центре Москвы действует уже два года, но чиновники не могут добиться демонтажа 59 щитов крупного формата Установка крупных рекламных носителей в историческом центре города запрещена с 2011 г., но там по-прежнему эксплуатируются суперсайты (щиты 15 × 5 м) и видеоэкраны, которые не вписываются в новые правила, рассказал представитель городского департамента рекламы и СМИ Владимир Яковлев.
Таких конструкций 59, говорит Яковлев, принадлежат они ООО «Ньюформ интернешнл». Установлены они по мировому соглашению, которое в 2005 г. компания заключила с тогдашним комитетом рекламы, информации и оформления Москвы, рассказал «Ведомостям» Яковлев и подтвердила управляющий партнер «Ньюформ» Севиль Эфендиева. Тогда чиновники добивались сноса наружки, и стороны договорились, что оператор добровольно снесет 16 щитов в центре, а чиновники выдадут ему разрешения и заключат «долгосрочные договоры» (их срок не определен соглашением) на 71 конструкцию, тоже в центре, следует из материалов Арбитражного суда Москвы.
Но в 2011 г. Москва утвердила новую концепцию размещения рекламы. После этого количество поверхностей в центре сократилось на 70%, подсчитал гендиректор «Эспар аналитик» Андрей Березкин. Оставшиеся же конструкции можно получить только через торги. Летом 2012 г. Москва реализовала большую часть поверхностей: операторы обязались заплатить 75 млрд за 10 лет.
Мэрия в 2011 г. попыталась оспорить мировое соглашение с «Ньюформ», но срок обжалования истек еще в 2006 г. Судебные разбирательства продолжились: Москва добивалась сноса конструкций, «Ньюформ» — продления договоров (город отказывался их продлевать, ссылаясь на незаконность мирового соглашения и новый порядок реализации мест под конструкции). 6 декабря московский арбитраж снова отказал городу в признании мирового соглашения недействительным. Но снести конструкции нельзя — на них, по словам Яковлева, распространяются обеспечительные меры (по какому из исков, он не говорит).
Сейчас у «Ньюформ» 59 конструкций в центре и на вылетных магистралях (в том числе видеоэкран напротив Белого дома, щиты на Воздвиженке и Садовом кольце) — Москва все их, по словам Яковлева, считает незаконными. Если бы места под них продавались на аукционах, только стартовая цена могла бы составить 200 млн руб., говорит он. Выручка с одного суперсайта достигает 500 000 руб. в месяц, видеоэкрана — 3 млн руб., сити-борда — до 100 000 руб. в месяц, подсчитал департамент.
«Ньюформ» действует исключительно по закону, у нее никогда не было задолженности перед бюджетом, настаивает Эфендиева. Но за спорные щиты компания еще не платила, говорит она: «По договорам, которые были заключены по мировому соглашению, департамент расчеты еще не выставлял, поскольку решение суда об устранении разногласий при их заключении еще не вступило в силу».
Утверждая мировое соглашение, суд проверяет, не нарушает ли оно закон и интересы третьих лиц, говорит партнер юрфирмы «Интеллект-С» Виталий Крец. Вступление новых норм позволяет властям оспаривать условия соглашения по новым основаниям, которых не было в момент его заключения. |