Впервые за три года российский авторынок начал падать. В марте снижение продаж составило 4%. Дилеры говорят об общем насыщении рынка новыми машинами и выходе его на плато, объясняя волатильность сезонными факторами и манипуляциями со статистикой, не поддержанными реальным спросом.
Продажи новых легковых автомобилей и LCV в России в марте, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 4%, до 244 тыс. машин. Это произошло впервые за три года - в последний раз падение наблюдалось в марте посткризисного 2010 года. Теперь снижение показывает большинство марок. Лидер рынка АвтоВАЗ уменьшил продажи на 7% - до 40,4 тыс. машин (об этом "Ъ" рассказывал 3 апреля). На 19% упала Nissan, на 15% - Volkswagen, на 11% - Ford, на 10% - Chevrolet. В результате все они также немного уменьшили свои доли на рынке. Самое сильное падение (на 34%) среди популярных марок произошло у Daewoo и Citroen, Mazda и Peugeot снизили продажи на 29% каждая.
Хороших результатов удалось добиться Renault, которая осталась лидером рынка среди иномарок и увеличила продажи на 16%, до 7,9 тыс. машин. Рост на 10% показала Kia. Лучшую динамику продаж (рост на 66%) среди популярных марок продемонстрировала Mitsubishi, которой удалось продать 9,1 тыс. автомобилей. Марки премиального сегмента (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus) тоже показывают стабильный рост продаж.
Резкое замедление роста российского авторынка началось с осени 2012 года - в сентябре многие популярные бренды увеличили продажи в среднем на 10-15%, а несколько известных марок впервые после кризиса показали падение. Одной из основных причин общего замедления рынка стало падение продаж бюджетного сегмента. В конце прошлого года и январе его удалось временно замедлить, в первую очередь за счет скидочных акций.
Но в марте сегмент снова просел. Например, продажи Lada Kalina упали на 42%, Priora - на 35%. Renault Logan было продано на 30% меньше, Chevrolet Niva - на 21%. Продажи Volkswagen Polo сократились на 17%, Daewoo Nexia - на 39%, Opel Astra - на 35%.
Автопроизводители традиционно объясняют снижение продаж "общим замедлением спроса", а также обновлением модельного ряда. Например, в GM говорят, что "после нескольких лет сильного роста неизбежны коррекция и стабилизация". "В начале года рынок рос за счет спецпредложений и акций при распродаже стоков автомобилей",- отмечают в автоконцерне. Сейчас, уверяют в GM, у него стоки "полностью соответствуют спросу", поскольку замедление рынка учитывалось при планировании на этот год.
Дилеры тоже видят ключевую причину падения именно в "значительном удовлетворении спроса" за два года активного роста. По словам директора дилерского центра Hyundai "Авилон" Михаила Жмакова, "рынок стал насыщаться". "Почти все машины, которые встречаешь на улице,- новые,- поясняет дилер.- Люди ждут дешевых новинок, в специальных комплектациях и по специальным ценам". Он подчеркивает, что сейчас сложно привлечь клиента только скидками, он хочет "абсолютно все: и новинку, и скидку, и минимальную цену изначально". Главный управляющий директор розничного подразделения "Рольфа" Татьяна Луковецкая согласна: авторынок "достиг своего апогея - теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг". Дилер признает, что продажи бюджетных автомобилей и машин класса С "серьезно проседают", объясняя это смещением спроса в пользу дешевых кроссоверов, причем в начале года тенденцию усиливают погодные условия. Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко согласен со значимостью сезонного фактора, например в свете необходимости одновременной покупки зимних шин, которые удорожают приобретение на 30-40 тыс. руб.
Ряд дилеров говорит и о "коррекции после завышения данных о продажах в конце 2012 года". Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов считает, что автоконцерны "серьезно переоценили спрос в России на этот год". По оценкам дилера, в зависимости от марки это завышение составляет 5-25%. По мнению источников "Ъ" на рынке, одна из причин в том, что дилеры в конце 2012 года отчитывались перед автопроизводителями не по фактическим продажам, чтобы получить бонусы. "В результате как проданные учитывались лишь законтрактованные автомобили, что привело к искажению статистики и планов",- поясняет один из собеседников "Ъ". Михаил Жмаков говорит, что многие дилеры могли показывать продажи больше фактических и в начале 2013 года, а сейчас ведут переговоры с производителями, чтобы снизить планы продаж и получать гарантировано бонус. По оценкам господина Жмакова, в первом полугодии авторынок ждет стагнация, во втором - "небольшой рост". По мнению дилера, в целом по году рост составит до 5%. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" считает, что в ближайшие месяцы улучшения на рынке не произойдет, он будет падать, во втором квартале ситуация может стабилизироваться и рынок выйдет на 2% роста. kommersant.ru |