На современном этапе маркетинг взаимоотношений с клиентами является одной из ведущих концепций развития маркетинга в мире, однако в Украине его только начинают применять. Данные, приведенные ниже в статье, могут использовать: рекламное агентство , отдел маркетинга и все, кто занят в разработке продвижения товара на рынок. Первой особенностью маркетинга взаимоотношений с потребителями в Украине сами украинские потребители.
Как показало исследование, проведенное компанией в декабре 2003 г. по заказу журнала "Новый маркетинг", лишь каждый пятый украинских возрасте от 15 до 59 лет абсолютно лояльный потребитель относительно определенной торговой марки. При этом лояльные потребители живут в западном и центральном регионах (соответственно 29,5 и 21,1%). Избалованные же жители столицы наименее лояльны (менее 2%).
Примерно четыре из десяти украинцев, принимающих решение о покупке, выбирают среди нескольких любимых марок. Это преимущественно жители Киева и востока Украины, а также жители небольших городов в возрасте от 15 до 39 лет, имеющие высокий или выше среднего доход. 38,5% украинских не отдают предпочтение каким-либо конкретным торговым маркам. Эта группа резко отличается от предыдущей: это люди старше 30 лет (в основном 50-59 лет), преимущественно женщины, с низким уровнем дохода, проживающие в центральном регионе, а также в Киеве и городах с населением численностью от 500 тыс. чел .
Лояльность потребителей зависит от товарной категории торговой марки. Так, на рынке табачных изделий в Украине лояльность торговых марок превышает 70%, на рынке водочных изделий этот показатель составляет лишь 15%. Вообще, меньше лояльность к определенной торговой марки проявляется в среднем и нижнем ценовых сегментах.
Лишь 8% украинцев утверждают, что нет таких причин, по которым они отказались бы от любимой торговой марки. 53% потребителей сообщили, что снижение качества станет основной причиной отказа от любимой торговой марки на предпочтение другой. Для четырех из десяти опрошенных отсутствие в продаже товаров любимой торговой марки станет поводом для приобретения изделий другой. 21,6% респондентов причиной отказа от приобретения любимого товара назвали появление новых привлекательных марок; это особенно касается активной части потребителей в возрасте 20-49 лет с высоким уровнем дохода. Каждого десятого респондента смогут отвлечь от любимой марки акции и скидки, предлагаемые другими производителями.
Как было отмечено, примерно у 40% респондентов есть несколько любимых марок, на одной из которых они обычно останавливают свой выбор. На предоставление преимуществ одному из любимых товаров влияют такие причины. По результатам исследований, для 67,3% респондентов наличие товара в торговой точке станет решающим фактором при выборе определенного продукта, причем влияние этого фактора возрастает пропорционально возрасту потребителя. Второй по важности причиной выбора определенной торговой марки есть скидка или акция. Только на 6,7% респондентов при выборе определенного товара влияет убедительнее реклама.
Для украинцев, которые не отдают предпочтения конкретным торговым маркам, факторами, влияющими на процесс принятия решения, является наличие товара в торговой точке (55,3%), цена (30%), скидка или акция (14,7%).
Еще одна особенность украинских потребителей - высокий процент новаторов: 11,2% - в Украине, в среднем до 2,5% в мире.
Итак, можно обобщить, что большинство украинских потребителей не являются лояльными. Основными факторами, влияющими на их выбор, является наличие товара в торговой точке, цена, появление новых привлекательных товаров, акции и скидки. Украинские потребители являются незрелыми, они постоянно перемещаются от одной новой любимой торговой марки к другой. Кроме того, существует значительная прослойка потребителей с достаточно низкими доходами, для которых основным фактором выбора определенного товара или услуги является цена. |