Два важнейших законопроекта в области регулирования рекламы – Станислава Говорухина об изменениях длительности рекламы в детских и образовательных передачах и Сергея Миронова о запрете прерывания художественных фильмов рекламой – были диаметрально противоположно встречены на состоявшейся сегодня встрече думского экспертного совета по рекламе.
Ранее Sostav.ru анонсировал проведение совета, в котором приняли участие хэдлайнеры от Госдумы – Сергей Железняк, Игорь Руденский, Елена Драпеко, а также широкий состав представителей индустрии – от АКАР, «РусБренда», Ассоциации рекламодателей, телеканалов и продакшн-компаний.
Рекламу вернут детям
Первым рассматривался законопроект поправок к федеральному закону «О рекламе», предлагающий очень дифференцированно вернуть рекламу в детские и образовательные передачи. Авторы мотивируют свое решение желанием вернуть детским передачам привлекательность в глазах крупных телеканалов, которые с момента введения ограничительных мер в 2008 году полностью или почти полностью отказались от контента для детей и юношества.
Безрадостные цифры озвучил вице-президент АКАР, президент ТМК Александр Митрошенков: по его словам количество детских программ с 2008 по 2012 год сократилось почти в 4 раза – с 26 до 7. При этом некоторые игроки – например, телеканал НТВ – полностью избавились от детских программ.
Те же каналы, у кого подобного рода контент еще сохранился, практически не получают от него прибыли: к примеру, «Первому каналу» детские передачи приносят всего 45 млн рублей в год, а реклама в киносеансах – 18 млрд.
Законопроект предполагает ограничить круг рекламируемых товаров теми, которые могут быть востребованы детьми. Таким образом, под запрет попадут лекарства и БАДы, нижнее белье и средства гигиены для взрослых и т.д. Кроме того будет запрещено использовать рекламные бегущие строки и всплывающие заставки.
Представитель ФАС отметил, что нынешнее законодательство не прописывает само понятие «детская программа», что существенно усложняет надзорную деятельность регулятора. Внесением определения данному понятию и многими другими согласительными вопросами займется специальная рабочая группа, которая также будет включать игроков рынка, представителей Госдумы и Роспечати.
Эксперты рынка с воодушевлением восприняли законопроект, хотя, судя по заявлениям выступающих и соавтора проекта Елены Драпеко (комитет по культуре), цели преследовались несколько разные. Упомянутый выше г-н Митрошенков назвал проект не иначе, как «исправлением «Единой Россией» собственных ошибок».
Прикрылись ветеранами
Второй же законопроект, подписанный Сергеем Мироновым, вызвал единогласное неодобрение как со стороны властных органов, так и со стороны бизнеса. Этот пакет поправок предполагает полный запрет на прерывание художественных фильмов рекламой.
Эксперты объяснили негативную реакцию несколькими важнейшими для отрасли последствиями, которыми обернется принятие законопроекта. Фактор первый – реклама в фильмах приносит до 60% рекламных доходов федеральным телеканалам: как мы уже упоминали, для «Первого канала» это 18 млрд рублей в год, для НТВ – 14 млрд.
Нехитрые вычисления на основе отчета АКАР за 2012 год говорят, что речь идет о сумме порядка 100 млрд рублей, и депутатам вовсе не хочется компенсировать телеканалам разницу из федерального бюджета, о чем намекнул Сергей Железняк.
Телекомпании также говорят, что введение закона значительно снизит налоговые поступления: как подсчитали в НМГ, только на «Пятом канале», РЕН ТВ и СТС Медиа государство недосчитается 1,5-2 млрд рублей налогов в год. Кроме того, не секрет, что именно заказы телевидения не дают умереть отечественной киноиндустрии, а, как показывает опыт с детскими программами, отсутствие рекламы сильно снижает интерес каналов в контенту.
Есть еще один момент, о котором упомянули эксперты: введение подобного запрета противоречит европейской конвенции о трансграничном телевидении, подписанной руководством страны и ратифицированной Госдумой. Документ регламентирует допустимое количество рекламного времени в эфире, и пересмотр договоренностей будет носить весьма неблагоприятный для нашей страны характер.
В общем, поправки Миронова были встречены крайне негативно всеми сторонами, при этом авторы законопроекта на экспертном совете не появились, чтобы хоть как-то аргументировать свою точку зрения. В пояснительной записке же говорится, что прерывание фильмов рекламой вызывает негативные чувства, особенно у ветеранов во время демонстрации фильмов о Великой Отечественной Войне.
Экспертный совет намерен в ближайшее время дать жесткую неодобрительную оценку проекту, отповедь «мироновскому» запрету готовы дать в ФАС и в отраслевых объединениях. При подобном раскладе эксперты крайне скептически оценивают шансы проекта пройти Госдуму. |