Компании-гиганты часто могут себе позволить рекламные кампании стоимостью в миллионы долларов. Несомненно, они производят на впечатление, получают различные награды на конкурсах. Однако, не смотря на все изощрения, рекламодатели оказываются в убытке. Возникает вопрос: почему так случается?
В первую очередь, маркетинг всё ещё часто воспринимается как один из своеобразных видов искусства и изначальная ставка на художественную ценность. При этом нивелируется тот факт, что маркетинг давно стал объектом, в первую очередь, научных исследований. Ученые взяли на вооружение тот факт, что подсознание человека руководит им, все зависимости от его желания. И, как на любую систему человеческого организма, на подсознание можно оказать влияние. Одним из видов подобного влияния является нейролингвистическое программирование, согласно которому, любой человек может быть подвергнут влиянию различных факторов, сам того не осознавая. В том числе, к одной из программ можно отнести рекламу. При всём этом, ученые акцентируют, что при подобном воздействии необходимо руководствоваться не только некими маргинальными соображениями, но и такими понятиями, как мораль и нравственность, поскольку подобного рода действия могут причинить вред человеку.
Тем не менее, вопрос о том, кто же должен контролировать этическую сторону использования НЛП и подобных методик, остается открытым. Чаще всего, полицией нравов выступает реакция общественности на «перфоманс». Но главным недостатком общественного контроля является то, что вердикт трудно предвидеть, а исправить его зачастую практически невозможно.
Небезызвестный факт, когда в самом начале 90-х одна известная компания заявила, что они являются последователями сатанизма и часть выручки регулярно отправляют в поддержку церкви сатаны. А на вопрос, не боятся ли они потерять покупателей в связи с довольно провокационным заявлением, ответили, что не найдется столько христиан в стране, чтоб могли причинить убытки компании.
Таким образом, можем видеть, что грань между искусством и партизанским маркетингом очень тонка, но, тем не менее, они не являются понятиями, которые исключают друг друга, вопреки прогнозам ученых. А искусство в таком случае и является тем негласным стражем порядка, который регулирует этическую сторону партизанского маркетинга. |