Компания inFOLIO Research Group опубликовала результаты кабинетного исследования рынка электронной коммерции
1. Аудитория По полученным данным в 2012 г. доступом к интернету обладали около 62 млн. россиян. Наибольший уровень проникновения продемонстрировали Москва и Санкт-Петербург – около 72%, наименьший – сельские районы 39%. В среднем по стране проникновение достигает показателя 56%. Почти 80% населения России для входа в интернет используют персональный компьютер, ноутбуки вторые по популярности – 42%, мобильные телефоны для поиска в сети выбирают 34% респондентов. Значительно отстают от других средств смартфоны (13%) и планшеты (почти 4%). С точки зрения демографической структуры рынка наиболее активны женщины – их среди пользователей 55%. Две трети аудитории – молодежь в возрасте 18-24 года. Более 40% проживает в обеих столицах. 84% респондентов заявили, что зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети, при этом 36% утверждают, что имеют более одного акаунта. Самыми популярными средствами поиска товаров в 2012 г. были поисковые системы – 92% аудитории. 13% приходят в он-лайн магазины из социальных сетей (столь низкий показатель говорит лишь о слабости социальных сетей как каналов дистрибуции, но не как информационной среды). 2. Стимулы и барьеры обращения к он-лайн торговле Российского потребителя привлекают в интернет-торговле низкая относительно традиционных форматов цена, бесплатная доставка на дом, легкость в нахождении и сопоставления продуктов, возможность доступа к отзывам о товаре других потребителей. В столицах главным стимулом пользоваться услугами e-commerce является доставка на дом. При этом повсеместно потребители готовы платить больше в случае, если они хорошо знают продавца по отзывам или по собственному опыту. Среди основных барьеров обращения к услугам он-лайн магазинов можно выделить недоверие к безопасности систем он-лайн оплаты (32%), сложности с возвратом и обменом продукции (31%), боязнь делиться своей конфиденциальной информацией (26%) и низкое воспринимаемое качество продукции и самих магазинов (24%). Следует отметить, что системы он-лайн оплаты сегодня демонстрируют стремительный рост проходящих через них финансовых потоков, а значит, уже в ближайшем будущем главный барьер на пути к росту рынка e-commerce утратит свое значение. То же, только в более отдаленной перспективе, можно сказать и о боязни делиться своей конфиденциальной информацией, так как подобные страхи наиболее распространены среди самой старшей возрастной категории. Наконец, последний барьер также будет ослабевать с приобретением населением как позитивного, так и негативного опыта обращение к электронной торговле и выяснением реального положения дел. Серьезным фактором развития рынка является обращение производителей к e-commerce. С одной стороны, их выход на рынок будет стимулировать обращение потребителей к электронной торговли (более респондентов доверяет сайтам предприятий-производителей в большей мере, чем дистрибуторам), с другой будет способствовать канибализации каналов продаж, приведет к ужесточению конкуренции и уходу с рынка ряда игроков-дистрибуторов. Наконец, в ближайшее время останется актуальной проблема слабой защиты авторских прав и ненасыщенности рынка готовыми решениями монетизации контента (микроплатежи и feemium-модели). 3. Стимулирование он-лайн торговли техническими и маркетинговыми средствами Наиболее перспективными маркетинговыми и техническими средствами стимуляции продаж можно признать гео-привязку (определение стоимости доставки до места, поиск ближайшего магазина), augmented reality (максимальная визуализация информации о товаре за счет средств видео и трехмерной фотографии, возможность примерки), каталожная поддержка, а также техники вовлечения (вишлисты, чекины, случайные рекомендации и проч). 4. Основные показатели рынка e-commerce Объем рынка электронной коммерции в России достиг в 2012 г. цифры в 325 млрд. руб. (или 91 млн. заказов) , что означает, что доля e-commerce составляет примерно 1,6% ВВП. Более 4/5 рынка занимает сегмент розничной торговли (общее количество он-лайн магазинов – в 2012 г. перевалило за 18 200), который, судя по всему, достиг пределов роста по отношению к традиционному ритейлу. На Москву и Санкт-Петербург приходится почти 2/3 всех продаж. При этом именно в столицах можно прогнозировать опережающий по сравнению с другими регионами страны рост он-лайн продаж (27% против 16%). В регионах же интернет-торговля будет расти в основном за счет товаров, недоступных в небольших городах. При сохранении существующих темпов роста к 2017 году рынок перешагнет планку в 500 млрд. руб., а к 2020 г. – 650 млрд. руб. Главными драйверами роста останутся рост интернет-аудитории на фоне опережающего роста популярности интернет торговли, развитие систем электронных платежей и каннибализации традиционных рынков. Наиболее динамично в прошлом году развивались сегменты товаров для дома и мебели, для детей и спорта – их прирост составлял 52%, 49% и 44% соответственно. Крупнейший сегмент e-commerce, бытовая техника, вырос на 26%, уступив косметике и парфюмерии (27%) и украшениям (28%). Сегмент одежды и обуви продемонстрировали 19% рост. Лишь незначительная позитивная динамика была зафиксирована в сегментах продуктов питания и книг.
inFOLIO Research Group |