Российские ритейлеры предлагают не преувеличивать вред подобных товаров Не успели страны Таможенного союза (ТС) решить проблему с допуском на рынок кружевных трусов, как под запретом могут оказаться детские спорттовары — футболки, шорты, купальники и плавки для бассейна, обувь и изделия из флиса.
С 1 января 2014 года в силу вступает Техрегламент ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», согласно которому вещи с гигроскопичностью менее 9% запрещены для изготовления детской одежды. По оценкам Ассоциации предприятий спортиндустрии (АПСИ), оборот детской и подростковой одежды из этих материалов только в России ежегодно оценивается в млрд.
Согласно документу, «спортивные детские вещи первого слоя (непосредственно соприкасающиеся с кожей ребенка. — «Известия») с гигроскопичностью (способность впитывать влагу) менее 9%» запрещаются к производству, продаже и использованию на территории Белоруссии, России и Казахстана.
Как рассказал управляющий делами ГК «Спортмастер» (входит в АПСИ) Сергей Агибалов, из-за высокого порога гигроскопичности компания уже отказалась принимать детскую спортивную одежду, в которой синтетика является первым слоем, на реализацию в следующем году. С вступлением регламента в силу таможня просто не станет принимать сертификаты соответствия на данную продукцию и не пропустит их в Россию.
— Проблема в том, что синтетические материалы в принципе не могут пройти оценку на гигроскопичность, поскольку в отличие от натуральных имеют принципиально иную структуру, — поясняет Агибалов. — Синтетика не впитывает влагу, а выводит ее наружу, где она испаряется.
Причиной принятия высокого, 9-процентного порога гигроскопичности для синтетических материалов, по словам ритейлера, стали аргументы о вреде синтетической одежды.
— Синтетику в России зря демонизируют. Общепризнано, что синтетика — лучший материал для занятий детей физкультурой, например, — утверждает Агибалов.
Глава «Спортмастера» считает, что даже у Роспотребнадзора нет четкой позиции насчет того, какую синтетику считать вредной, а какую — нет. Санитарное ведомство своей позиции по этому вопросу «Известиям» не предоставило.
По подсчетам АПСИ, объем попадающих под запрет товаров оценивается в млрд, или 33 млрд рублей в год (9,25% от общего объема рынка). Емкость российского рынка детской одежды, по оценке исследовательского агентства Fashion Consulting Group, в 2012 году составила 356,7 млрд рублей. По прогнозам агентства, темпы роста этого сегмента рынка сохранятся на уровне 19–23% и к 2015 году он достигнет объема в 642 млрд рублей.
АПСИ предлагает внести изменения в Техрегламент, которые позволят не проверять на гигроскопичность детскую синтетику или снизить этот порог в два раза, с 6–9% до 3–4%. В отраслевом объединении убеждены, что для проверки детской одежды на безопасность достаточно трех критериев: воздухопроводность, отсутствие шнуров и воспламеняемость.
Глава Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ, объединяет российских производителей и дистрибуторов детских товаров) Антонина Цицулина придерживается иной точки зрения. К безусловным плюсам Техрегламента она относит то, что он унифицировал 47 нормативно-правовых актов, регулирующих рынок детской одежды, и обезопасил детей от некачественной синтетики.
Однако, по мнению Цицулиной, в существующем виде Техрегламент довольно противоречив. С одной стороны, под регулирование попадает одежда, в которой дети профессионально занимаются спортом (например, купальники для гимнастики или трусы для плавания). С другой — профессиональная экипировка не разведена с любительской, использующейся для физкультуры.
— До вступления его в силу важно понять, все ли производители не могут преодолеть порог гигроскопичности или только предприятия, которые шьют некачественную одежду, — полагает она.
Коммерческий директор компании-производителя спортивной одежды Addic Игорь Юровчик согласен с тем, что Техрегламент изменит рынок, однако добросовестных компаний это не коснется. По его мнению, те, кто производит в России одежду по европейским стандартам, как и те, кто импортирует ее из-за рубежа, укладываются в установленные пороги гигроскопичности.
В Минпромторге сообщили, что в ближайшее время обсудят этот вопрос с экспертами. Для выработки консолидированной позиции по вопросу ведомство проведет совещание с участием представителей Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы, Ассоциации предприятий спортивной индустрии и представителей бизнеса.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, наднациональный регулирующий орган Таможенного союза) не в восторге от предложения российских предпринимателей. Как объяснили в пресс-службе ЕЭК, отмена и снижение порога гигроскопичности могут отразиться на безопасности одежды.
— Техническое регулирование — некий перечень обязательных правил, за рамки которых ради соблюдения безопасности граждан (тем более детей) не должны выходить производители, даже в ущерб прибыли, — считают в ЕЭК.
В пресс-службе также отмечают: Техрегламент не является вновь введенным в странах таможенной «тройки», а показатели гигроскопичности для детской и подростковой одежды первого слоя действуют в Таможенном союзе уже несколько лет и «не препятствуют обращению на рынке». В то же время в ЕЭК готовы рассмотреть этот вопрос, если с таким предложением выступит российское правительство или комиссия по согласованию с правительствами государств — членов союза.
Напомним, что запрет на синтетические спортивные и купальные принадлежности для детей и подростков — уже второй резонансный случай, связанный с ограничениями на одежду из ненатуральных материалов. С начала декабря Минпромторг пытается добиться отмены запрета на кружевное белье, не соответствующее аналогичным нормам гигроскопичности. Данное положение содержит Техрегламент ТС «О безопасности продукции легкой промышленности». |