Оператор вдвое сократит свою розницу «Ростелеком», владеющий в России 2,2 тыс. салонов связи, в этом году поменяет формат собственной розничной сети. Половина точек продаж будет закрыта, а оставшиеся частично перейдут в совместное использование с «Tele2 Россия». Госкомпания рассчитывает, что реформа розницы позволит ей через пять лет выйти из убытков.
«Ростелеком» одобрил концепцию реорганизации сети салонов связи, рассказала “Ъ” старший вице-президент госкомпании Лариса Ткачук. Планируется, что во втором квартале эта концепция будет представлена совету директоров оператора. Изменения потребовались, так как в конце 2013 года «Ростелеком» отказался от управления мобильным бизнесом, передав его в СП c «Tele2 Россия». Сам оператор решил сфокусироваться на предоставление услуги triple play (телефон-интернет-ТВ), продвижение которой не требует наличия большого количества точек продаж. Поэтому половина из 2,2 тыс. салонов будет закрыта, 70% из оставшихся магазинов откроются в новых местах, уточнила госпожа Ткачук. У «Ростелекома» будет два формата магазинов — флагманские салоны на центральных улицах крупных городов и компактные заведения площадью 80 кв. м.
В «Ростелекоме» также сообщили, что в салонах будут организованы шоу-румы для продвижения «Интерактивного телевидения». Кроме того, в салонах можно будет забрать оборудование, приобретаемое клиентами на сайте «Ростелекома», а возможно, и других интернет-магазинов, добавила Лариса Ткачук. По ее словам, ведутся переговоры об организации продаж контрактов на подключение интернета и ТВ в отделениях «Почты России» и салонах «Евросети». Продажа контрактов на подключения и карточек оплаты «Ростелекома» через отделения почтовой связи начнется в апреле, подтвердили в пресс-службе «Почты России». Наконец, «Ростелеком» хочет в своих салонах предоставлять финансовые услуги — платежи, переводы, погашение кредитов, страхование. Для предоставления этих услуг необходима банковская лицензия: в 2013 году «Ростелеком» вел переговоры с банком «Россия» о покупке его «дочки» Собинбанка. 20 марта банк «Россия» попал под санкции правительства США, платежные системы Visa и MasterCard заблокировали банковские карты Собинбанка. Но еще накануне президент «Ростелекома» Сергей Калугин говорил, что госкомпания пока не решила, покупать ли Собинбанк.
Кроме того, часть салонов «Ростелекома» перейдет в совместное использование с новым оператором «T2 РТК Холдинг» (СП «Ростелеком» и «Tele2 Россия»). В тех регионах, где у двух операторов есть мобильные активы, например в Нижегородской и Челябинской областях, будет создаваться общая розница. Но стратегия совместной розницы пока не готова, пояснили в «Tele2 Россия».
В четверке крупнейших сотовых операторов розничная сеть «Ростелекома» занимает по размеру второе место, по выручке — последнее (см. таблицу). «Мы рассчитываем в перспективе четырех-пяти лет вывести нашу сеть, работающую сейчас в минус, из убытков»,— сказала Лариса Ткачук. В 2011 году «Ростелеком» планировал инвестировать в свою сеть 3–3,7 млрд руб., но в компании не сообщают, выполнен ли план. По стратегии «Ростелекома», к 2018 году компания должна вдвое снизить расходы на розницу.
Другим операторам собственная розница помогает привлекать абонентов. Как сообщили в пресс-службе МТС, среднемесячная выручка на абонента в салонах этого оператора на 20–25% выше, чем через другие каналы (сети «Связного» или «Евросети»). «Ростелеком» рискует, сокращая свои салоны до 1 тыс., считает источник “Ъ” в одном из сотовых операторов.
«Ростелеком» опоздал с оптимизацией свой розницы: другие мобильные ритейлеры это уже сделали, говорит директор компании Enter Сергей Румянцев. Расходы на открытие нового магазина — –40 тыс.
В планы «Ростелекома» может вмешаться падение потребительского спроса. По итогам 2013 года продажи ритейлеров выросли на несколько процентов, а по итогам первых месяцев этого года они падают от 5% в сегменте non-food и до 20% в остальном ритейле. «Если рынок и дальше будет падать, то сеть и дальше придется сокращать»,— предупреждает господин Румянцев. |