На рынке мебели, как и на других потребительских рынках, можно выделить три основных сегмента. Мебель премиум-класса (элитную мебель) отличает ее эксклюзивность, и как, следствие, высокая цена. Объемы продаж в натуральном выражении, как правило, незначительны. Развит сектор авторской мебели и мебели «на заказ». Мебель премиум-класса выпускается из натурального сырья (что в значительной степени определяет цену). Ее отличают высокое качество и известность торговой марки. Продвижение такой мебели осуществляется через мебельные салоны.
Исключение составляет ТК «Гранд», где под элитной мебелью заняты приблизительно 60% площадей.
Мебель эконом- и бизнес-класса является наиболее востребованной, поэтому продается, в основном, через мебельные магазины и отчасти салоны. Большинство российских компаний работает именно в этом массовом сегменте.
По назначению мебели рынок делится на три сегмента: бытовая мебель, офисная и специализированная. Объемы продаж бытовой мебели зависят от уровня жизни потребителей. При низких доходах потребителей продажи в секторе бытовой мебели снижаются. В последние годы отмечался низкий показатель спроса «мебели на замену», — когда покупатель заменяет мебель в квартире на новую. Средний срок службы бытовой мебели - 10 лет. В этом сегменте выделяют следующие направления: мягкая мебель; столы и стулья; детская и молодежная; мебель для спальни; корпусная; для кабинета; кухни; прихожей. Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимает корпусная и мягкая мебель. На третьем месте по объему продаж - кухонная мебель. По оценкам аналитиков, рынок кухонных гарнитуров насыщен только на 66%, то есть резервов роста у рынка еще достаточно, поскольку практически в каждую новую квартиру покупаются кухни, а вот мягкая мебель - реже. К тому же, на рынке мягкой мебели работают достаточно много мелких производителей, а в сегменте корпусной мебели крупных игроков гораздо больше. Еще одной тенденций последних лет является приближение стоимости кухонь российского производства к импортным. При этом лояльность россиян к кухням отечественного производства выше. Вследствие этого импорт кухонной мебели продолжает сокращаться. Период бурного роста отмечается и в секторе мебели для домашнего кабинета. Встроенная мебель пока занимает 2,9% рынка мебели для дома и имеет тенденцию к увеличению доли. А вот мебели для ванных комнат продается меньше всего. Невелика доля продаж для такого вида мебели, как кожаная мебель и аксессуары к ней. Среди российских производителей мебели для дома наиболее крупные - МК «Шатура», корпорация «Электрогорскмебель», производственная компания «Дятьково» (Мебельная компания «Катюша»), холдинг «Фабрики мебели «8-е Марта», «Эванти», «Фабрика «НИК», «Миасс-Мебель», «Мебелионика», «ДОК-17».
Специализированную мебель можно выделить в самостоятельную нишу, которая, по оценкам экспертов, составляет около 5% мебельного рынка. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, досуговых центров, кинотеатров, медицинских учреждений, аптек. К этому сегменту относится и металлическая мебель.
Продажи офисной мебели зависят от бизнес-активности, открытия новых офисов и роста компаний. Основные покупатели этой мебели — организации, которые вновь образуются и оборудуют офис «с нуля», и компании, которые растут (они покупают более дорогую мебель). В среднем предприятия покупают офисную мебель 2 раза за 4 года. Руководители предприятий предпочитают покупать мебель для офиса у производителей. Зачатую компании становятся корпоративными клиентами и мебель для них разрабатывается по индивидуальным заказам, с учетом корпоративного стиля.
|