Ведущая роль в обеспечении выполнения государством функций по регулированию экономических процессов принадлежит налогам. Именно налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика являются эффективными методами государственного регулирования рыночной экономики и применяются в большинстве западных стран в течение многих десятилетий.
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местный бюджеты, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами той или иной страны.
Во всех государствах на разных этапах их исторического развития налоги выполняли прежде фискальную функцию, т.е. обеспечивалась централизация определенной части ВВП в государственном бюджете с целью финансирования государственных расходов.
В течение последних двух десятилетий значительного развития приобрела регулирующая функция налогов. Сущность ее заключается в воздействии налогов на различные аспекты деятельности плательщиков их. Эта функция основана на том, что, изымая с помощью налогов некоторую долю доходов экономических субъектов, можно стимулировать или сдерживать их деятельность в соответствующих направлениях, а значит, регулировать социально-экономическая процессы в стране. Использование регулирующей функции налогов осуществляется через налоговую политику.
Налоги появились в глубокой древности вместе с появлением властных структур. У восточных славян первой формой налогов были добро-свободные подношения своих племен и дань из чужих.
С развитием государства развивались и налоги, ведь они являются платой общества за выполнение государством его функций. Уже Монтескье, А. Смит, Д. Рикардо рассматривали налоги как плату за те выгоды, которые плательщик получает от государства, например по охране личности и имущества.
В древних обществах существовали следующие виды налогов: имущественный, налог на иностранцев, налог с рабов, экспортные и импортные пошлины, рыночные сборы (Древняя Греция) налоги на продажу, покупку, договоры и коммерческие сделки, на скот, здания, плотины, мосты, подушный налог на мужчин, натуральный налог на землю, принадлежавшую государству (Древний Египет) и т.д.. В эпоху меркантолизма налоги начинают использоваться для определенных социально-экономических процессов. Так, правительство Кольбера во Франции (XVII в.) применял усиленное налогообложение потребителей предметов роскоши и одновременно налоговые привилегии для некоторых отраслей промышленности. От уплаты их освобождались многодетные семьи и лица, принимавшие брак в молодом возрасте. Сегодня очень популярны консультационные услуги, которые оказывает налоговый адвокат или аудитор.
В завершенном виде налоги существуют на достаточно высоком уровне развития общества под влиянием развития правовых, демократических основ государственного устройства, становления цивилизованных отношений между государством и экономическими субъектами. |