Причина — блокировка sms с коротких и буквенных номеров, утверждают операторы Количество жалоб абонентов МТС на sms-спам в декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем сократилось в 4,5 раза, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. По данным МТС, в декабре в сеть оператора поступило 200 млн sms с признаками спама против 940 млн в ноябре и 800 млн в октябре, отметил он. Солодовников отмечает, что это следствие блокировки sms с коротких и буквенных номеров, отправляемых абонентам sms с других сотовых сетей, — МТС ввела ее со 2 декабря. Теперь, чтобы отправлять такие сообщения подписчикам МТС, заказчик рассылки или его подрядчик должен иметь прямой договор с оператором, что гарантирует контроль согласия абонента на получение рассылки, говорит Солодовников.
Чуть раньше, в ноябре 2013 г., прием sms-сообщений, отправленных с коротких и буквенных номеров из других сетей, заблокировал сначала «Мегафон», а затем «Tele2 Россия». Насколько сократился после этого уровень спама в сети «Мегафона», его представители не говорят. Блокировка в сочетании с работой системы «Антиспам», блокирующей нежелательные сообщения с коротких и буквенных номеров («Мегафон» внедрил ее весной 2013 г.), позволила значительно сократить количество спама, поступающего абонентам, рассказывал ранее директор по предотвращению мошенничества «Мегафона» Сергей Хренов.
Представитель Tele2 отказался от комментариев.
«Вымпелком» не стал блокировать прием sms с коротких и буквенных номеров с чужих сотовых сетей. Вместо этого в IV квартале 2013 г. он договорился с sms-агрегаторами, контролирующими 80% российского рынка массовых рассылок, о создании базы недобросовестных отправителей: попавшие в нее лица и организации лишаются доступа к массовым sms-рассылкам, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Одновременно «Вымпелком» ввел сервис отписки от рассылок, которые нежелательными считает сам абонент, добавляет она. Все это позволило за последние три месяца 2013 г. снизить уровень sms-спама в сети более чем в 3 раза, утверждает Айбашева.
Блокировка МТС и «Мегафоном», 1-м и 2-м по количеству абонентов российскими сотовыми операторами, sms с коротких и буквенных номеров стала поводом для антимонопольного разбирательства. В декабре 2013 г. Национальный совет финансового рынка (НСФР — в него входят банки «Хоум кредит», «Траст», «Связной банк», ФК «Открытие», платежная система «Золотая корона») обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на действия этих операторов. В своем обращении председатель НСФР Андрей Емелин обращал внимание на то, что операторы блокируют банковские sms-рассылки как с коротких, так и с обычных номеров. Тем самым они мешают банкам исполнять требования новой редакции закона «О национальной платежной системе», действующей с 1 января 2014 г., отметил Емелин: эти требования обязывают банки информировать клиента обо всех операциях с использованием электронных платежных средств (например, о платежах в интернет-магазинах с помощью пластиковых карт). Взамен операторы предлагают банкам (и другим заказчикам sms-рассылок) заключить официальный договор на рассылки, но подспудно повышают стоимость этой услуги, возмущался он. В ответ ФАС пообещала разобраться в сложившейся ситуации до конца февраля 2014 г.
Цены на sms-рассылки выросли на 20-30%, рассказывал «Ведомостям» в ноябре 2013 г. человек, близкий к «Мегафону». Раньше sms-сообщение, отправленное клиенту, обходилось организации-отправителю в 0,01-0,05 руб., а теперь — в 0,2-0,5 руб., сетовал сотрудник одного из российских банков. Частичным выходом из ситуации он называл использование для рассылок второстепенного значения (не таких значимых, как уведомления о транзакциях) более дешевых «федеральных» номеров: отправить sms с такого номера стоит 0,04-0,06 руб. |