Единственный способ усилить конкуренцию на рынке фиксированной связи — распространить на него услугу переноса номеров. Минкомсвязи пока анализирует последствия
Минкомсвязи изучает возможность переноса номера (Fixed-line Number Portability, FNP) на сетях фиксированной связи, рассказали «Ведомостям» менеджеры двух крупных операторов и подтвердила представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая. Такая услуга упомянута в «дорожной карте» мер по развитию конкуренции в отрасли связи, которая обсуждалась на правительственной комиссии по связи в 2013 г., знает она. Речь идет о том, чтобы человек мог сохранить телефонный номер, поменяв оператора проводной связи. По данным руководителя практики «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture Сергея Борисова, такая услуга давно оказывается в десятках стран.
Услуга переноса мобильного номера (MNP) действует в России с 1 декабря 2013 г.; по данным Центрального НИИ связи (ведет базу данных о перенесенных номерах), зарегистрировано 190 042 заявления на перенос номера, де-факто перенесено 88 032.
Организовать перенос номеров в фиксированных сетях не сложнее, чем в сетях мобильной связи, говорит гендиректор «Межрегионального транзиттелекома» (МТТ) Евгений Васильев, услуга повысит конкуренцию операторов, в первую очередь — за контракты с крупными корпоративными и госклиентами.
Партнер Deloitte, руководитель отраслевой группы связи в СНГ Антон Шульга согласен: перенос номера из одной сети фиксированной связи в другую (включая IP-сети) практически единственная возможность стимулировать конкуренцию на рынке проводной связи. У частных пользователей появится возможность, например, перенести номер в сеть IP-телефонии, продолжает он, FNP может оказаться важным и для госструктур, они смогут проводить конкурсы на обслуживание ведомственных номеров.
Массового спроса на услугу переноса номера между сетями фиксированной связи ожидать не стоит, а вот у мелких и средних операторов FNP вызовет интерес — они смогут побороться с крупными компаниями за корпоративных клиентов, рассуждает руководитель пресс-службы «Акадо» Денис Рычка.
FNP — дело отдаленной перспективы, предупреждает Осадчая из Минкомсвязи: услуга заработает не раньше чем сети всех операторов станут на 100% цифровыми. Пока же, по оценке представителя МТС Дмитрия Солодовникова, менее 50% операторов местной телефонной связи технически готовы к FNP. Необходимые для этой услуги интеллектуальные сети есть, например, у подконтрольной МТС «Московской городской телефонной сети». Современное коммутационное оборудование используют и «Акадо» с ТТК, поэтому подготовка их сетей к FNP не потребует значительных затрат, говорят Рычка и вице-президент по корпоративным коммуникациям ТТК Татьяна Семенова. Такая услуга может быть востребована частными абонентами ТТК, которых более 1,5 млн, добавляет Семенова.
С трудностями же столкнутся в первую очередь те операторы, которые все еще используют аналоговые АТС, говорит Рычка. В первую очередь это «Ростелеком» — крупнейший российский оператор фиксированной связи. В июне 2012 г., согласно материалам «Ростелекома», более половины его АТС были аналоговыми — 15 185 из 27 979. Сейчас на цифру переведено 80% местной телефонной сети «Ростелекома», говорит представитель компании, а инвестиции в замену оставшегося аналогового оборудования можно будет просчитать, когда появятся нормативные требования.
В условиях падающего рынка фиксированной связи целесообразность и востребованность введения FNP вызывает сомнения, считает представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Чтобы абонент мог переходить с номером к альтернативным операторам, тем потребуется инвестировать в создание инфраструктуры сети и организацию работы с клиентами, готовы ли они к этому — вопрос, рассуждает он. Если дело дойдет до разработки конкретных законодательных инициатив, «Ростелеком» обязательно подключится и представит свое видение ситуации, обещает близкий к компании человек.
Техническая неготовность отдельных операторов, по мнению Васильева из МТТ, не должна служить препятствием для внедрения FNP: наоборот, регулятор должен стимулировать эти компании к модернизации сетей и таким стимулом мог бы стать запуск новой услуги. Правда, сперва стоило бы проанализировать опыт внедрения MNP, а времени с момента запуска этой услуги прошло еще слишком мало, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. |