Глава Минфина Антон Силуанов предложил Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотреть снижение не облагаемого пошлиной уровня стоимости заказов из-за рубежа до 150 евро. Сторонники подобной меры убеждены, что она поможет уменьшить количество недобросовестных предпринимателей в российской интернет-торговле, но признают, что снижение порога требует пересмотра процедуры оплаты пошлин.
В понедельник глава Министерства финансов Антон Силуанов рассказал о предложенной ведомством мере по контролю в трансграничной торговле. «Мы предложили рассмотреть в рамках процедуры евразийского экономического пространства снижение необлагаемого уровня до 150 евро. Такие предложения будут сформированы и направлены на рассмотрение ЕЭК», — процитировало министра финансов Антона Силуанова ИТАР-ТАСС.
«Наши предложения будут вноситься от имени российского правительства в рамках Таможенного союза», — сказали РБК daily в Минфине, но затруднились назвать дату внесения. Также в ведомстве пока не говорят о размере сбора с посылки ценой 150 евро.
Действующие сейчас нормы предполагают взимание таможенных пошлин только в случае, когда общий объем интернет-посылок в адрес одного лица превышает по стоимости 1000 евро в месяц либо по весу превосходит 31 кг.
Пошлина составляет 30% от суммы превышения. В этом случае также взимается таможенный сбор — 250 руб. за посылку.
В России действительно один из самых высоких порогов беспошлинной торговли. В Европе нулевая планка на ввозимые товары варьируется от 24 до 150 евро. Но, как объясняет президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, сравнивать российские и европейские показатели некорректно: в Европе пошлина взимается с каждой покупки, а не подсчитывается совокупная стоимость купленного за месяц. По его словам, кроме различия в размере пошлины есть различия и в оплате этого налога — в России его оплачивать сложнее: «В Европе оплата пошлины не является средневековой пыткой».
«При прогнозируемом объеме рынка трансграничной торговли в 100—120 млрд руб. по итогам этого года и с оценочной долей незаконных предпринимателей на уровне 30—40% от этого объема государство недополучит миллиарды, а возможно, и десятки миллиардов рублей в виде налогов и пошлин», — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Виталий Жигулин. Он также отмечает, что в такой ситуации законопослушным игрокам становится просто невыгодно вести бизнес в России. «А вновь появляющиеся предприниматели вынуждены сразу уходить в серую зону, не выдерживая ценовой конкуренции», — сетует исполнительный директор АКИТ.
По итогам 2013 года, по прогнозу ФГУП «Почта России», россияне получат около 34 млн мелких пакетов, почти 3 млн посылок и более 2 млн отправлений EMS. В 2012 году российским получателям из-за рубежа поступило чуть более 17 млн мелких пакетов и два с небольшим миллиона посылок. Безусловным лидером по мелким пакетам является Китай, а по посылкам — США.
Ранее о проблеме с большим потоком зарубежных товаров говорил глава ФТС Андрей Бельянинов. Таможенники продолжают прорабатывать вариант с введением налога на покупки в зарубежных интернет-магазинах, но пока готовых проектов таких нормативных актов нет.
Г-н Жигулин уверен, что мера, предложенная Минфином, сможет уменьшить количество недобросовестных предпринимателей. Исполнительный директор АКИТ и его коллега из Национальной ассоциации дистанционной торговли сходятся в том, что наряду со снижением ценового порога важно предусмотреть упрощенную процедуру оплаты пошлин. Как считает г-н Иванов, в идеале система должна быть схожа с европейской, когда потребитель имеет возможность оплатить пошлину на сайте таможенной службы.
Предложенная Минфином мера вряд ли скажется на объеме трансграничной торговли, полагает Александр Иванов. В основном потребители, которые пользуются зарубежными онлайн-магазинами, делятся на две категории: тех, кто ищет дешевые товары, и тех, кому нужны товары, не представленные в России. Средний чек некоторых крупнейших китайских интернет-магазинов не превышает 25 долл., поэтому даже введение пошлины не остановит покупателей.
В недавнем исследовании лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики (см. РБК daily от 22.11.13) фактор эксклюзивности товара при выборе между зарубежным и российским онлайн-магазином назывался среди самых важных.
|