Согласно прогнозу агентства INFOLine, представленному аналитиками в новом исследовании "Рынок торговых центров в 32 городах и регионов России", общий объем ввода торговых площадей торговых центров в России по итогам 2013 года составит более 3,1 млн кв.м.
Более того, на 2014 год запланирован ввод порядка 4 млн кв. м. торговых площадей ТЦ, подсчитали аналитики. При этом в INFOLine подчеркивают, что уже по итогам 2012 года 20 городов страны достигли первичного уровня насыщения рынка торговых комплексов.
ввод общей площади в торговых центрах - 2013
Участники отрасли признают, что в текущий момент в городах-миллионниках уже не остается «беспроигрышных» локаций для открытия крупных торговых объектов, и для старта новых проектов необходимо оценивать и учитывать целый комлекс показателей таких, как численность населения района/МО, среднесуточный трафик автомобилей, пассажиропотоки по веткам метрополитена, количество торговых объектов и обеспеченность ими населения МО и многое другое.
Согласно данным INFOLine, по состоянию на начало 2013 года в 32 городах и регионах исследования общий объем площадей в торговых центрах составляет около 35,8 млн. кв. м, и если все новые комплексы будут введены в эксплуатацию в срок, общий объем площадей в ТЦ по итогам 2013 года составит около 39 млн. кв. м.
По оценкам аналитиков INFOLine, первичное насыщение рынка торговых комплексов для большинства крупных городов России соответствует показателю 500 кв. м на 1000 жителей. Достижение данного порогового показателя свидетельствует об ужесточении конкуренции, снижении заполняемости новых ТЦ или ТРК арендаторами, которое в некоторых случаях вынуждает переносить сроки запуска центра, а также об увеличении рисков недостаточных для эффективной работы ТЦ потребительских потоков. Пороговый показатель насыщенности в 500 кв. м на 1000 человек был по состоянию на 1 января 2013 года преодолен следующими городами:
в 2005 году – Казанью; в 2006 году – Новосибирском; в 2007 году – Самарой и Санкт-Петербургом; в 2008 году – Краснодаром, Екатеринбургом, Челябинском и Нижним Новгородом; в 2009 году – Уфой, Ростовом-на-Дону и Волгоградом; в 2010 году – Москвой, Воронежем и Липецком; в 2011 г. – Кемерово, Челябинском, Астраханью; в 2012 г. – Волгоградом, Ижевском и Владивостоком.
"Развитие рыночной ситуации в 2013 г. приводит к необходимости редевелопмента и реновации торговых объектов, - комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков. - Анализ ситуации показывает, что в некоторых случаях нецелесообразно сохранение торговой функции проектов. Кроме того, рынок ожидает дальнейшее сокращение уровня вакантных площадей и рост арендных ставок, в первую очередь в наиболее успешных торговых комплексах с хорошо продуманной концепцией. Также как одну из тенденций можно отметить смещение интересов девелоперов и торговых операторов в сторону регионов. В частности для Московского региона будет характерен интерес к территориям "Новой Москвы" и Подмосковья", - утверждает эксперт.
Advertology.Ru |