В то же время граждане пессимистично настроены по поводу перспектив изменения своего уровня жизни Россия оказалась на шестом месте в рейтинге стран, граждане которых в следующем году готовы тратить денег больше, чем в 2013-м. И это при том, что более половины россиян пессимистично настроены по поводу улучшения ситуации в экономике в ближайшее время. Об этом свидетельствуют данные, подготовленные одной из крупнейших международных платежных систем — компанией Visa (исследования проводилось среди владельцев карт Visa Premium по всему миру).
Согласно рейтингу, наиболее существенно увеличить свои расходы в следующем году по сравнению с этим намерены жители Китая, набравшего 143 балла. Опередили Россию по данному показателю также Индия (139 баллов), Индонезия (128 баллов), Гонконг (125 баллов) и Объединенные Арабские Эмираты (125 баллов). Россия набрала чуть меньше — 122 балла.
При этом готовность россиян увеличить свои расходы в следующем году основана не на пустом месте. Более половины опрошенных (64%) ожидают роста личного дохода в следующем году. Примерно столько же граждан (60%) рассчитывают на пополнение бюджета семьи в целом.
Приумножить свое состояние россияне собираются, даже несмотря на свои опасения по поводу общеэкономических показателей в ближайшее время. Так, 58% опрошенных не ожидают улучшения ситуации в российской экономике. Еще больше граждан (67%) имеют негативный настрой и по поводу перспектив развития экономической ситуации в мире в целом. Примерно столько же (65%) не ожидают роста занятости в следующем году.
— Формально оснований для позитивных потребительских настроений нет, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — На фоне выраженного спада в экономике темпы роста доходов в среднем будут оставаться в ближайшее время весьма низкими.
В текущем году, по данным Росстата (ноябрь 2013-го к ноябрю 2012-го), уровень среднедушевого денежного дохода населения в России увеличился незначительно — на 7,7%, до уровня 24,9 тыс. рублей в месяц.
Большинство профильных измерений фиксируют негативную динамику оценки населением среднесрочных перспектив изменения уровня жизни.
Так, регулярно составляемый Росстатом индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2013 года по сравнению со II кварталом снизился с –6% до –7%. Индекс потребительской уверенности — это сумма положительных и отрицательных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. По данным специалистов Росстата, снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.
Вместе с тем, по мнению замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарьи Желановой, Россия хоть и не добилась высоких результатов, но и рецессию не допустила. C точки зрения макроэкономических показателей Россия выглядит намного лучше и устойчивее, как минимум, европейских стран, добавляет она.
— Это подогревает потребительскую способность граждан. Но следующий год всё равно не ожидается простым и легким с экономической точки зрения, — добавляет эксперт по персональному финансовому планированию банка БКС Антон Шабанов.
По словам руководителя аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Натальи Самойловой, такое потребительское поведение российских граждан можно объяснить еще и тем, что опрос проводился в предновогодний период.
— Праздник ассоциируются с позитивными эмоциями и поддерживает потребительский спрос, чему немало способствует и сезон высоких скидок в розничном секторе, — указывает Самойлова. — К тому же накануне Нового года многим кажется, что худшее уже позади. |