В последнее время моду на бижутерию столь высока, что стоимость ее иногда превосходит стоимость украшений с драгоценными камнями. По оценкам экспертов в последние годы рынок бижутерии стабильно растет на 30-40% в год. Быстрее всех увеличивается сегмент аксессуаров для волос. Однако в целом рынок бижутерии еще не насыщен, а барьеры входа в отрасль низки.
Уже сегодня рынок бижутерии оценивается в 2 миллиарда долларов, а учитывая что он все еще далек от насыщения, не удивительно что многие аналитики считают бизнес на бижутерии одним из наиболее перспективных направлений для старта.
На настоящий момент на рынке бижутерии очевидно выделяются три основных ценовых сегмента: дешевая продукция (цена колеблется в пределах 100–500 рублей), средняя по цене (500–1500 рублей) и дорогая (1500 рублей и выше). В натуральном выражении, то есть по количеству проданных изделий, разумеется, лидирует дешевая. Однако товар средней ценовой группы устойчиво держит первое место по продажам в стоимостном выражении — 45% рынка.
Сегмент дешевой бижутерии на российском рынке представляют китайские, афганские, сирийские и, конечно же, контрафактные турецкие изделия, наценка на которые традиционно доходит до 300%.
Однако и многие изделия из среднего ценового диапазона, стоимостью 500 рублей и более производятся все в том же Китае, хотя на них и стоит надпись «Made in Italy».
К средней ценовой группе относится товар, розничная цена которого составляет до 2 000 рублей за изделие. Продается он в витринных секциях и бутиках крупных торговых центров, через отделы универмагов, интернет-магазины, специализированные магазины. Как правило, это бижутерия производства отечественных, немецких, французских и итальянских фирм («Etalon-Jenavi», «Selena», «Iness M. Paris», «Альтес», «Авеню»), а также отдельных китайских и корейских производителей.
Дорогие модные бренды производят собственную бижутерию, которая продается обычно там же, где одежда и парфюм этих брендов. Цена такого изделия доходит до 0, зато эти украшения — настоящие произведения искусства, и имена на их этикетках впечатлят каждую модницу: Yves Saint Laurent, Christian Dior, Ted Lapidus, Christian Lacroix, Kenzo, Valentino.
Официальными импортерами «средней» бижутерии выступают в основном страны Восточной Европы (лидирует Польша (21%), за ней идут Швейцария, Китай, Германия — 19%, 15%, 11% соответственно).
Собственного производства бижутерии в России крайне мало. В промышленных масштабах этим бизнесом занимается, пожалуй, только холдинг «Etalon-Jenavi» с оборотом более млн, разместивший свое производство в Санкт-Петербурге.
Лучшим форматом для торговли бижутерией считаются магазины сash & сarry, где товар выставлен в свободном доступе. Чтобы снизить стартовые вложения в открытие предприниматели предпочитают открывать так называемые магазины в магазинах — небольшие отделы бижутерии в магазинах.
Благодаря такому подходу при одинаковы затратах можно открыть не один магазин , и 5-6 небольших киосков в разных концах города, что существенно увеличивает обороты и как следствие прибыль владельца.
В перспективе, с быстрым насыщением рынка, по оценкам экспертов, наиболее эффективен станет сетевой магазин среднего размера, реализующий и бижутерию, и аксессуары.
Многие предприниматели предпочитают открывать этот бизнес по франчайзингу.
Рынок бижутерии — идеальное поле для применения такого коммерческого инструмента, как франчазинг: минимальные инвестиции, гарантированный доход. Многие франчайзи ают партнерам товар с отсрочкой платежа и даже забирают не распроданную часть коллекций. Кроме того рекламная поддержка помогает существенно сэкономить на рекламе и привлечь новых посетителей опираясь на известность головного бренда.
На российском рынке предлагается более двух десятков различных франшиз, связанных с реализацией бижутерии и аксессуаров (информация о некоторых из них представлена в разделе «Каталог франшиз»).
Однако крупный супермаркет бижутерии открыть нереально. Большой магазин, специализирующийся на продаже только бижутерии, не может быть успешным. Основную долю его выручки просто «съест» аренда торговой площади. Поэтому крупный формат торговли должны обязательно дополнять другие аксессуары: шляпы, платки, зонтики, перчатки, шарфы. По этому пути идут практически все известные сети.
У этого бизнеса есть один но существенный риск — изменчивость моды и вкусов покупателей. Норма товарных остатков для этого бизнеса — 20% и с этим придется смириться.
С другой стороны и рентабельность у этого бизнеса немаленькая. Так у некоторых крупных сетей бижутерии она доходит до 200 процентов. Средняя торговая наценка российских сетей — 150%, западных - 300% и выше.
Марина Живулина |