Российский рекламный рынок замедляется. Темпы прироста рекламы на телевидении упали вдвое - до 9%, печать почти не растет, по объемам рекламы ее обошел интернет, а наружная реклама до сих пор не вышла на докризисный уровень. Радио - единственный сегмент на рекламном рынке, который увеличил темпы прироста в 2012 году. В целом могло быть хуже, успокаивают медиаменеджеры.
Российский рекламный рынок в 2012 году вырос на 13%, до 300 млрд рублей с 263,4 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Темпы прироста рекламы в денежном выражении значительно замедлились по сравнению 20% в 2011 году, который называли «самым успешным годом за всю историю существования рекламного рынка». Но и показатели 2012 года эксперты АКАР называют весьма успешными. «Результаты оказались даже несколько выше, чем ожидались многими экспертами», - говорят они.
Больше всего в денежном выражении сократила темпы прироста реклама на телевидении: в 2012 году объемы сегмента выросли на 9%, с 131 млрд рублей до 143,2 млрд рублей. В 2011 году сумма рекламных бюджетов на телевидении росла в два раза быстрее - на 18% (20 млрд рублей), с 110,8 млрд до 131 млрд рублей.
В два раза сократились темпы прироста рекламы на эфирном телевидении - до 9% (объем сегмента вырос с 128,9 до 139,9 млрд рублей). Доля эфирных каналов выросла на 18%, с 109,2 млрд до 128,9 млрд рублей в 2011 году. Медленнее стала расти и реклама на кабельно-спутниковом телевидении - 27% (объем сегмента вырос с 2,16 млрд до 3,31 млрд рублей).
Замедление темпов роста на рекламном рынке - естественный процесс, так как в прошлые годы рынок рос очень быстро, говорил ранее в интервью «Газете.Ru» гендиректор РБК Сергей Лаврухин. «Я бы не говорил о кризисе. Да, 2012 год был по темпам роста не таким успешным, как 2011-й, когда прирост в интернете составлял 40-50%, и, скорее всего, в 2013 году рынок тоже не будет так быстро расти из-за высокой базы прошлых лет», - считает он.
Но продавцы рекламы на телевидении не отмечают снижения рекламных бюджетов. «Пока мы отмечаем тенденцию к росту рекламных бюджетов, поскольку реклама - это функция потребрынка. Но на радикальные изменения в динамике рассчитывать не стоит, ожидаемый рост телевизионного сегмента в 2013 году, по нашей оценке, составит от 8% до 13%», - считает генеральный директор группы «Алькасар» Петр Рыбак.
Объемы рекламы в интернете также замедлили темпы роста до 35% (объем вырос с 41,8 млрд до 56,3 млрд рублей). В 2011 году сектор интернет-рекламы впервые за всю историю рекламного рынка превысил показатели печатных СМИ увеличился на 56% (с 22,6 млрд до 41,8 млрд).
В 2012 году объемы контекстной рекламы обошли показатели наружной рекламы. Сегмент вырос на 45%, с 26,5 млрд до 38,4 млрд рублей. В 2011 году объемы контекстной рекламы выросли на 63%, с 16,3 млрд до 26,5 млрд рублей. Объемы медийной рекламы выросли на 17%, с 15,3 млрд до 17,9 млрд рублей. В 2011 году сегмент вырос на 45%, с 10,5 млрд до 15,3 млрд рублей.
«По нашей оценке объем видеосегмента в 2012 году вырос вдвое: в 2011 его объем, по данным Rutube, составил 832 млн рублей, а по итогам 2012 года - 1,6 млрд рублей, - говорит генеральный директор Gazprom-Media Digital Наталья Дмитриева. - Число просмотров видео стремительно растет. По данным Comscore, в 2012-м число просмотров видео в рунете в среднем в месяц составляло около 10 млрд, в то время как в 2011-м их было около 6 млрд. Главное преимущество видеорекламы - это сочетание картинки и звука. По нашим данным, такое сочетание улучшает показатели запоминаемости в разы: если для звукового сообщения она составляет 20%, то для визуального - уже 30%, а комбинированные форматы дают 60%. Кроме того, в отличие от многих других форматов, видеореклама встроена в контент и не конкурирует с ним за внимание пользователей». Дмитриева прогнозирует увеличение темпов роста сегмента видеорекламы в 2013 году до 60%, в денежном выражении до 2,5 млрд рублей.
Сократились и темпы прироста наружной рекламы - с 15% до 10% (с 34,3 млрд до 37,7 млрд рублей). Она до сих пор не вышла на докризисные объемы: в 2008 году рекламодатели потратили 42,3 млрд рублей.
Темпы прироста рекламы в печатных СМИ составили 2% - с 40,4 млрд до 41,2 млрд рублей; в 2008 году объемы составляли 63,8 млрд рублей. В 2011 году сектор вырос на 6%, с 38 млрд до 40,4 млрд рублей.
«Снижение рекламы в печатных СМИ обусловлено тем, что рекламный рынок в России в целом понизил свои возможности, и это связано непосредственно с экономическим развитием страны, - говорит главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. - Из рекламного рынка ушли очень многие зарубежные и российские компании, перестав рекламировать свою продукцию. Негативное влияние оказали и принятые в этом году законодательные акты, например запрет на рекламу биологически активных добавок в СМИ, которые для многих изданий, особенно региональных, составляли до 25% объемов рекламы. Также на снижение темпов роста повлиял запрет на рекламу алкогольных напитков».
Стабилизироваться рекламный рынок сможет только в случае улучшения экономической ситуации в стране и снижения количества запретительных законов, считает Гусев.
В 2012 году прирост в газетах составил 8% - с 8,8 млрд до 9,5 млрд рублей. Темпы прироста рекламы в журнальном секторе составили 1%, с 19,8 млрд до 20,1 млрд рублей. Количество рекламодателей, выделяющих средства на продвижение в рекламных изданиях, сократилось на 1%, с 11,8 млрд до 11,6 млрд рублей.
Радио - это единственный сегмент на рекламном рынке, который увеличил темпы роста в 2012 году: прибавка составила 23%, с 11,8 млрд до 14,6 млрд рублей. В 2011 году было 15%, с 10,3 млрд до 11,8 млрд рублей.
Увеличению темпов роста рекламы на радио во многом способствовали проблемы на рынке наружной рекламы, а также выход автомобильной промышленности из кризиса, говорит генеральный директор селз-хауса «Зефир-медиа» Мария Смирнова. «2012 год был самым успешным на радио за последние несколько лет. По показателям он превзошел даже докризисный 2007 год. Во многом этому способствовали изменения в сегменте наружной рекламы. Многие клиенты, которые традиционно покупали наружку, в 2012-м начали перебрасывать свои бюджеты на другие медиа, в том числе и на радио, - считает она. - Также радио становится все более прозрачным и привлекательным для рекламодателей: в 2012 году шагом к прозрачности стал переход на вещание по орбитам рекламных блоков «Авторадио» и «Европы Плюс», двух крупных национальных станций. В 2012 году рекламодатели из категории «Авто» вошли в топ клиентов с самым большим бюджетом на радио за счет того, что автомобильная промышленность вышла из кризиса». В 2013 году эксперт прогнозирует увеличение объема рекламы на радио на 20-25%. gazeta.ru
|