Нынешний сезон предпраздничных распродаж отмечен резким ростом популярности покупок через интернет. Потребители во всем мире все чаще закупают подарки в интернет-магазинах, продолжая тенденцию, наметившуюся в США несколько лет назад. Да и в целом объем продаж у онлайн-ритейлеров заметно растет с каждым годом.
По данным исследования Interactive Media in Retail Group (IMRG), мировой объем интернет-продаж в прошлом году достиг 1 млрд, что на 20% больше по сравнению с 2010 годом. Аналитики из IMRG считают, что глобальный объем продаж преодолеет отметку трлн уже к 2013 году. В свою очередь, IBIS World Research прогнозирует рост выручки интернет-магазинов по всему миру около 8,6% в год в течение следующих пяти лет.
Еще в конце ноября эксперты из исследовательской компании Experian Hitwise заявили, что в этом году в Великобритании будет самый настоящий "киберпонедельник" - он был намечен на 3 декабря и должен был стать "самым напряженным днем за всю историю интернет-торговли". А еще эксперты во весь голос заявляли о том, что мир становится свидетелем того, как некогда вполне американская традиция - тот самый "киберпонедельник" - превращается в общемировой тренд. События начала декабря полностью подтвердили прогнозы экспертов. "Киберпонедельник" затмил "черную пятницу"
В США сезон предпраздничных распродаж в этом году начался 23 ноября. В этом году, по данным компании Shopper Track, объем продаж в США в первый день распродаж - "черную пятницу" - снизился на 1,8%, до ,2 млрд. Одной из причин падения стала растущая популярность интернет-торговли, в частности предрождественского "киберпонедельника". Этот термин возник в США несколько лет назад, когда, сопоставив статистику некоторых крупных компаний, исследователи выяснили, что в первый рабочий день после Дня благодарения люди начинают на своих рабочих местах активно совершать покупки через интернет. Уже в 2005 году исследовательская компания Nielsen зафиксировала в первый понедельник после праздников 27,7 млн посещений интернет-магазинов, тогда как в предыдущую пятницу их было только 23,9 млн.
В этом году "киберпонедельник" в США пришелся на 26 ноября. По данным Национальной федерации ритейла США, в этот день за интернет-покупками "отправились" не отходя от рабочего места в общей сложности 129 млн американцев, совершив рекордное количество продаж на сумму ,5 млрд. Европа следует американской тенденции
Прогнозы Experian по поводу событий 3 декабря и прихода в Британию "киберпонедельника" подтвердились. Первый понедельник декабря, действительно, выдался насыщенным. За день Experian зафиксировала в общей сложности 112 млн посещений сайтов ритейлеров, что на 32% больше по сравнению с 84,6 млн за прошлый год. В общей сложности в "киберпонедельник" покупатели в Великобритании потратили на приобретения в интернете около 15 млн часов. В компании Deloitte посчитали, что на предрождественские покупки жители Великобритании потратят до 3,5 млрд, что на 17% больше, чем в прошлом году. При этом обычные розничные продажи вырастут всего на 1%.
О росте онлайн-продаж в этом году сообщают и участники рынка. В минувший вторник Британский консорциум по розничной торговле заявил, что в ноябре онлайн-продажи в Великобритании выросли на 7,5% по сравнению с прошлым годом, в то время как розничные продажи - только на 0,4%.
В Германии в этом году также отмечается оживление онлайн-продаж. Причем некоторые интернет-магазины не ограничились одним "киберднем": Amazon в Германии увеличил срок действия "киберакции" до одной недели. С 23 по 30 ноября интернет-магазин сделал своим пользователям более 1,8 тыс. спецпредложений. В общей сложности в них вошло 750 тыс. товаров, которые можно было приобрести с большой скидкой.
На прошлой неделе эксперты из исследовательской компании GfK заявили, что 91% населения Германии страны планирует купить рождественские подарки, потратив на них в среднем €285 (в прошлом году средняя стоимость затрат на рождественские подарки составила €161). Общая сумма, по прогнозам, могла составить €14,9 млрд, тогда как в прошлом году немцы потратили на подарки €13,7 млрд. При этом размер планируемых расходов увеличивается вместе с возрастом и уровнем доходов. Среди наиболее популярных подарков GfK назвала книги (44%), игрушки (36%), одежду и аксессуары (33%), косметику и парфюмерию (27%) и денежные подарки (24%). Многие из этих подарков немцы, как и в последние несколько лет, будут приобретать через интернет. С 2011 года объем онлайн-продаж увеличился на 3,4% (см. интервью).
В Испании в этом году состоялся первый в истории день начала онлайн-распродаж, получивший название eDay. По времени проведения он совпал с американским "киберпонедельником" - 26 ноября - и был признан удачным. В акции приняли участие около 70 интернет-магазинов - как испанских (Desigual, Tuenti Movil), так и известных компаний из других стран (HP, Amazon).
Эксперты считают, что рост интернет-продаж в Европе объясняется желанием европейцев не отказываться от покупки подарков и при этом сэкономить (см. колонку). Кроме того, аналитики отмечают развитие тенденции, которая называется showrooming, когда покупатели тестируют товары в магазинах, прежде чем купить их через интернет за меньшую цену, а также используют смартфоны и планшеты для сравнения цен в разных магазинах. Видя интерес граждан ЕС к интернет-шопингу, Еврокомиссия выступила в конце ноября с предложением создать единый рынок по доставке посылок. Ключевым пунктом стало обеспечение взаимодействия различных сетей доставки в пределах ЕС. В качестве новых мер рассматриваются снижение стоимости доставки товаров за границу на территории Европы, особенно для международных операций, осуществляемых при помощи электронной коммерции, а также создание максимальных удобств для потребителей. Не только Европа
В Австралии в этом году 20 ноября прошла первая аналогичная "киберпонедельнику" акция под названием Click Frenzy. Она проводится лишь раз в год - в третий вторник ноября. Правда, акция эта более организованная, чем в других странах. Все покупки можно делать лишь через официальный сайт Click Frenzy, который, кстати, просто не выдержал наплыва покупателей, в результате чего его работа была прекращена на три часа. Исполнительный директор Национальной ассоциации розничной торговли Австралии в начале прошлой недели заявил, что, несмотря на неудовлетворительную работу сайта Click Frenzy, ритейлерам необходимо продолжать объединяться и создать достойную конкуренцию американским интернет-компаниям, которые отбивают покупателей у местных онлайн-магазинов.
Как сообщается в докладе австралийского управления по делам связи и медиа, примерно 62% интернет-пользователей хотя бы один раз совершили покупку в режиме онлайн за первые шесть месяцев 2011 года. При этом среди пользователей с наиболее высокими доходами (150 тыс. австралийских долларов в год и больше) их количество достигало 86%. Среди основных причин популярности интернет-магазинов у австралийцев в докладе указаны их удобство и низкие цены на товары.
Своеобразный аналог европейских предновогодних распродаж существует даже в Китае. Местные интернет-ритейлеры приурочили день онлайн-распродаж к уже существовавшему в стране празднику под названием "день холостяка", который в Китае отмечают с середины 1990-х годов. Традицию отмечать этот день начали китайские студенты, и именно они выбрали для него дату - 11 ноября - из-за количества в ней единиц (11.11), символизирующих одиночество. Со временем "день холостяка" стал особенным праздником для всей молодежи. 11 ноября, помимо всего прочего, принято баловать себя покупками, что и привело к тому, что "день холостяка" в Китае постепенно превратилось в аналог американского "киберпонедельника". Скидки, которые в этот день предоставляют интернет-ритейлеры, достигают 70%. В этом году в "день холостяка" китайские пользователи потратили около млрд, что побило все рекорды предыдущих лет.
Эксперты, впрочем, говорят о том, что речь идет не только о росте популярности интернет-торговли, но и о куда более серьезных из |