На российском молочном рынке отмечаются неоднозначные тенденции развития. По оценкам компании «Экомилк», наряду со стабильным повышением потребительского спроса на молочные продукты наблюдается снижение объема производства молока на территории России. Удовлетворение возросшего спроса происходит за счет продукции зарубежных игроков. В целом, отечественный молочный рынок остается крайне зависимым от импорта.
Ежегодно в России увеличивается объем потребления молока и молочных продуктов. Первое место занимает питьевое молоко, затем кисломолочные продукты, сыры. Замыкает тройку лидеров сливочное масло. Несмотря на повышение спроса, Россия все еще отстает от большинства развитых стран по объему потребления молочных продуктов. Например, среднестатистический россиянин потребляет в год около 230 литров молока, в то время как норма потребления равна 350 литрам на душу населения ежегодно. По мнению генерального директора компании «Экомилк» Алексея Ефременко, культура потребления молочных продуктов в России только начинает складываться, а рынок еще не достиг фазы насыщения. Все это доказывает наличие огромного потенциала развития молочного направления в России.
В таких условиях, казалось бы, логично увеличение производства молока отечественными производителями. Однако в среднесрочной перспективе этого не произойдет. По оценкам «Экомилк», объем производства молока в хозяйствах всех категорий РФ в 2012 году составил 32 млн. тонн. В 2013-2014 объем производства сократится на 1-2%. Среди основных причин - рост цен на сырье и конкуренция со стороны зарубежных производителей. Российский молочный рынок находится под сильным влиянием иностранных инвесторов. После вступления России во Всемирную торговую организацию отмечается увеличение импорта молока за счет существенного снижения ввозных пошлин. Объем импорта в 2014 году может увеличиться на 17% по сравнению с 2010 годом и достигнуть почти 10 млн. тонн. Это особенно касается сухого молока, пошлина на которое будет снижена с 25% до 15%. Таким образом, на российском молочном рынке складывается идеальная ситуация для закрепления позиций зарубежных компаний.
Для Европы российский молочный рынок крайне привлекателен в связи с высокими ценами на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Политика субсидирования в ЕС привела к значительному перенасыщению внутреннего рынка продуктов и вынужденному направлению излишков на экспорт, в частности в Россию. В то же время ввоз товаров в Европу ограничен жесткой тарифной политикой.
Улучшить положение российской молочной отрасли могли бы разного рода субсидии и дотации со стороны правительства. «Сегодня на первое место выходит необходимость нетарифных форм поддержки отечественных производителей, - считает Алексей Ефременко, генеральный директор «Экомилк». - Как никогда важно разработать эффективные финансовые программы для российских фермеров».
В то же время надо отметить, что складывающаяся ситуация на молочном рынке выгодна потребителям. Компании, производящие товары низкого качества, не выдерживают конкуренции и покидают рынок.
Advertology.Ru |