Автоматическую
sms-рассылку
на мобильный
запретят Россиян хотят избавить от непрошеных рекламных звонков и сообщений на мобильный телефон. Зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гаттаров внес в Госдуму поправки в закон о связи, которые должны отрегулировать сферу sms-рассылок и решить проблему мобильного спама.
Законопроект конкретизирует само понятие спама. Таковым предлагается считать сообщения, которые, во-первых, отличаются массовостью. Во-вторых, носят «автоматический характер», то есть их отправляет робот, без участия человека. К слову, по данным только одного из представителей мобильных операторов «большой тройки», за октябрь 2013 года компании поступило для доставки почти 2,5 миллиарда sms, сгенерированных программным способом и в основном содержащих рекламную информацию.
Еще одной отличительной чертой спама может стать «использование номеров, не предусмотренных российской системой и планом нумерации». Речь идет, к примеру, о коротких и буквенных номерах. Сейчас именно они чаще всего используются для рассылки информационных и рекламных сообщений.
В поправках особо подчеркивается, что законной может быть только рассылка, на которую абонент дал согласие. Причем доказывать, что это согласие имеется, должен сам заказчик рассылки. Абоненту при этом предлагается, в случае чего, предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылку от конкретного отправителя. «Дальше все просто. Рассылка или телефонные звонки с этого номера в кратчайшие сроки блокируются. И лишь после этого оператор будет разбираться: давал ли абонент согласие на получение информации или нет», — пояснил «РГ» Руслан Гаттаров.
Сейчас оператор не имеет права фильтровать сообщения. Не может он отказаться и от доставки отдельных посланий. Даже если есть данные о том, что на получение этой рассылки абонент не давал согласия. В итоге от мобильного спама, по экспертным оценкам, страдают 76 процентов российских абонентов. Из них 65 процентов регулярно получают sms-рассылки, около двух процентов — рекламные звонки, а девять процентов — и то и другое. Лишь 24 процента счастливчиков с мобильным спамом никогда не сталкивались.
«Есть надежда, что Госдума не будет тянуть с принятием законопроекта, — замечает Гаттаров. — Инициативу поддерживают в минкомсвязи, в экспертном сообществе. В поправках заинтересованы даже сами мобильные операторы, поскольку ограничения в сфере sms-рассылки снимут дополнительную нагрузку, которая ложится на сети».
Массированный и нерегулируемый спам — огромный риск для информационной безопасности пользователя. Поэтому человек должен действительно идти на этот риск сознательно, давая согласие на рассылку сообщений коммерческого характера, замечает Неманья Никитович, управляющий директор Optima Infosecurity. В таком случае ответственность за последствия прохода по содержащимся в письмах ссылкам, изучение вложений ложится на пользователя. Ссылки и вложения, зараженные вирусами и вредоносным ПО, — самый примитивный хакерский инструмент, но он до сих пор эффективен, напоминает Никитович. С ростом популярности личных девайсов для доступа к корпоративной информации опасность для конечного пользователя превращается в опасность и для бизнеса. |