Руководство многих, особенно крупных компаний, все чаще и чаще практикует установку прослушивающих программ на корпоративные сотовые телефоны своих работников. Зачем? Во-первых, таким образом можно предотвратить утечку информации и разглашение коммерческих тайн. Во-вторых, следить за соблюдением дисциплины работника, действительно ли он занимается делом или, например, обсуждает сериалы в рабочее время.
В-третьих, позволяет отследить перемещения работника. В-четвертых, дает возможность рассчитывать эффективность расходов на корпоративную связь. В-пятых, дает возможность оценить насколько вежливо и внимательно подчиненные говорят с клиентами компании. Как относятся к этому факту сами работники?
Конечно, им это по меньшей мере неприятно. Главный аргумент работника - возглас: "Это же незаконно!". Юристы так и не сошлись во мнениях и до сих пор ведут дискуссии по этому спорному вопросу. Если телефон выдан компанией, то работодатель, как собственник аппарата, имеет право устанавливать на него любые программы. Работник, в свою очередь, находясь на рабочем месте, обязан выполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, соответственно, переговоры могут быть только деловыми, что должно полностью исключать личную составляющую. В этом случае стоит предупреждать работника о возможной прослушке телефона. Сделать это можно несколькими способами: указать в трудовом договоре при устройстве на работу, прописать в отдельном соглашении или оформить приказом. В любом случае важным остается факт добровольного подписания такого документа работником. Некоторые компании перед началом каждого разговора включают голосовое предупреждение о том, что ведется прослушивание либо запись.
Несколько по-другому дело обстоит при негласной прослушке как корпоративных, так и личных мобильных телефонов подчиненных. Установка специальной программы занимает всего несколько минут. Работники часто оставляют телефоны без присмотра на столах, выходя, скажем, покурить. Факт прослушивания никак себя не проявляет, совершенно незаметен для собеседников и его невозможно определить по внешнему виду телефона. Однако, использовать данные, полученные в результате прослушки, как доказательство нарушения работником его обязанностей, пожалуй, не стоит. Рассмотрев очевидные плюсы, руководителям перед принятием окончательного решения об установлении прослушивающих программ стоит учитывать все возможные риски.
|