В России начинается всенародное обсуждение концепции об информационной безопасности детей. Эксперты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций целый год после принятия закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, разрабатывали документ, который определит, что для детей «хорошо», а что «плохо».
С итогом их работы можно ознакомиться на сайте Роскомнадзора. Именно этот свод норм и правил определит, что смогут прочитать и увидеть наши дети. Как они будут готовы ко взрослой самостоятельной жизни. — В концепции четко сказано, что никто не собирается законодательство прямо сейчас менять, — представил документ глава Роскомнадзора Александр Жаров. — Концепция лишь расширяет узкие места, которые были определены в рамках работы с представителями массмедиа. С другой стороны, те детали, которые отсутствуют, но должны быть в законе, должны быть прописаны.Вряд ли все родители осилят 13 глав по сотне страниц каждая и шесть объемистых приложений к концепции, написанных целым коллективом ученых, психологов, педагогов и сотрудников аппарата Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Но если будут силы, почитайте, труд получился презанятнейший.Например, в концепции есть положение: закон о защите детей от вредной информации должен действовать не только на вновь созданную продукцию, но и на классические произведения, «имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность». Сразу возник вопрос: а что делать со статуей Давида в Музее им. Пушкина? Прикрыть часть изваяния фиговым листочком с меткой «18+» или убрать в дальний зал, пускать туда только по предъявлении паспорта?По замыслу разработчиков документа, детям надо обеспечить условия для «личностного, социального, познавательного развития на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка». Но при этом окружающий мир — что в книжках, что в телепередачах или Интернете разрешено изображать только «как справедливый, основанный на принципах добра, разумности, уважения и доверия», в котором между людьми установились «отношения равноправия, взаимопомощи, доброжелательности, доверия». Но ведь бывает и другая ситуация. Почти в каждом классе есть изгои и «чучела». Не всегда собеседники оказываются воспитанными и приятными в общении с людьми. Как себя с ними вести? Как не попасть в такую ситуацию? Маленькому человеку предоставляется узнавать об этом только на собственном опыте, без примеров литературных и киношных героев, которые подали бы пример. Вся информация, преподносимая детям, теперь должна будет содержать «представление образцов патриотизма и гордости за Россию, моделей поведения, демонстрирующих уважение истории, культурных и исторических памятников». Далее. Михаил Лермонтов, видимо, вскоре будет исключен из школьных учебников за строчки «Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал». Потому что, согласно концепции, детям можно знакомиться только с той информационной продукцией, которая представляет образцы «уважения и принятия всех народов России и мира, моделей поведения, воплощающих межэтническую толерантность, готовность к равноправному диалогу и сотрудничеству». Вслед за Лермонтовым под сокращение могут попасть Человек-Паук, кукла Барби, пионеры-герои, а заодно известные спортсмены. Почему и что общего у таких разных персонажей? Их объединили в одном абзаце концепции о защите. Потому как в ней запрещена «информация, представляющая нереалистичные эталоны (людей и моделей поведения), достижение которых предполагает совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка». Любой подвиг, особенно на войне, представляет угрозу для жизни. И, разумеется, здоровья. Любой спортсмен делает нереалистичные с точки зрения десятилетнего пацана вещи. Попытки повторить, скажем, прыжок на лыжах с трамплина с большой долей вероятности закончатся в отделении травматологии ближайшей больницы. Девочкам же вид точеных талий кукол или взрослых девушек-моделей может, по мысли концептуальных авторов, заставить «принимать вредные для здоровья препараты или придерживаться опасной диеты». Казалось бы, говорить с детьми больше ни о чем нельзя? Оказывается, есть важные темы. Ребятам старше шести лет надо доносить «достоверную информацию о вреде и рисках» бродяжничества, с 12 лет — азартных игр и попрошайничества, а с 16 лет — и вовсе проституции. Но чтобы честно рассказать о каждом из этих пунктов, мне надо нарушить множество других положении той же концепции. Например, сообщить, что в России все-таки есть и бездомные, и нищие. Кстати, не уверен, что в стране, где, по разным данным, многие подростки начинают половую жизнь в 14—15 лет, не надо предупреждать о проституции раньше. Да и потом, куда девать из Библии Марию Магдалену, которая до известного момента была вполне официальной блудницей? Или эту книгу тоже теперь запретят?Я не уверен, что кто-либо из авторов концепции успел прочесть весь труд, а не только свой раздел, целиком. Слишком много в нем несостыковок и противоречий. Да и для использования такой талмуд неудобен — слишком много трактовок и разнообразия оценок. По-хорошему все требования надо изложить на одном листе: посмотрел — и сразу ясно, не противоречат ли «Кот Леопольд» или «Мишки Гамми» установленным ограничениям. Но чтобы так емко сформулировать все критерии, взрослым надо для начала самим между собой договориться о нормах морали. А с этим у нас пока сложности.— Мы сейчас составляем «ценностный атлас России», — поделился на пресс-конференции заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Андрей Подольский. — И уже знаем, что получим расслоение ценностей как по вертикали (материальное расслоение), так и по горизонтали (разные регионы). И как с этим работать, когда все разное? В современном российском обществе много противоречащих друг другу интересов, которые будут рождать совершенно разные представления о том, что такое «опасно» и что такое «безопасно».Впрочем, все разумные идеи по этому поводу можно изложить на сайте Роскомнадзора. Мнения пользователей обещают учесть при подготовке итогового варианта концепции.
Advertology.Ru |